Тот, кто всегда за кулисами: директор Театра на Юго-Западе рассказал об изнанке профессии

Тот, кто всегда за кулисами: директор Театра на Юго-Западе рассказал об изнанке профессии Фото: GlobalLookPress

Что это за профессия такая — директор театра? Зритель видит актеров, восхищается режиссерскими находками, но за каждым успешным спектаклем стоит огромный механизм, скрытый от глаз публики. Дмитрий Берестов начал свой путь в 2006 году простым подмастерьем и за почти двадцать лет упорного труда вырос до руководителя одной из самых самобытных площадок Москвы — Театра на Юго-Западе. О том, как монтировать фонтаны, зачем директору юридическое образование и как совмещать творчество с жестким менеджментом, он рассказал корреспонденту НЗМ Валерии Мартыненковой.

Фото: АГН «Москва»

Путь наверх

— Дмитрий Юрьевич, карьера театрального менеджера редко начинается с рабочей спецовки. Расскажите, как вы попали в этот мир?

— Моим первым местом работы стал Московский академический театр сатиры. Попал я туда, можно сказать, по протекции — благодаря маме, которая работала в гардеробе. По ее совету я устроился в мебельно-реквизиторский цех. Тогда я сам придумал себе красивое название должности — «инженер сцены». Это была настоящая школа жизни. Из самых ярких воспоминаний того периода — как мы монтировали настоящий фонтан прямо на сцене для одного из спектаклей, а сразу после представления его нужно было оперативно разобрать. Я никогда не стыдился физического труда, относился к делу с любовью и интересом. После службы в армии меня перевели на должность специалиста по ремонту и обслуживанию зданий.

— Получается, вы изучали театр буквально по кирпичикам?

— Именно так. Параллельно я учился на очном отделении юридического факультета, но работу не бросал. Научился огромному количеству прикладных вещей: мог и паркет циклевать, и розетки собирать. Сегодня, когда я заведую целым театральным комплексом, эти знания бесценны. Я понимаю, сколько времени и сил реально требует та или иная задача, меня трудно обмануть в хозяйственных вопросах.

Фото: GlobalLookPress

Выбор между карьерой чиновника и сценой

Получив диплом юриста, Дмитрий Берестов оказался перед серьезным выбором. Он попробовал себя в государственной службе, заняв пост начальника отдела в Министерстве спорта Московской области. Перспективы были заманчивыми, но театральное прошлое не отпускало.

— В какой-то момент пришлось выбирать: либо карьера в министерстве, либо возвращение в театр. Я выбрал второе. Сменил деловой костюм на футболку и вернулся в родной Театр сатиры, но уже в новом качестве. В сложный пандемийный период я работал администратором, встал, так сказать, по ту сторону рампы — в работу со зрителем. Через год меня повысили до главного администратора.

— Вы прошли путь с самых низов до вершины. Есть ли в этом какой-то секретный код успеха?

— Никакой магии здесь нет. Мой метод — это путь проб и ошибок. Главное — верить в себя и не сдаваться при первых трудностях. Если ты действительно хочешь к чему-то прийти, ты этого достигнешь.

К этой философии Берестов добавляет еще один принцип: открытость. Двери его кабинета всегда открыты для сотрудников. Возможность прямого диалога с руководством — редкость в театральной среде, где часто царит строгая иерархия, но именно за это директора ценят в коллективе.

Фото: АГН «Москва»

Новая глава

В июне 2022 года Дмитрий Берестов возглавил московский Театр на Юго-Западе. Это легендарная площадка, основанная Валерием Беляковичем, имеет свою уникальную эстетику и преданную аудиторию. Для нового директора это стало серьезным вызовом.

— Как вас принял новый театр и с чего вы начали?

— Я пришел сюда из Театра сатиры с большим уважением к традициям Театра на Юго-Западе. Запомнился первый масштабный проект, который мы реализовали вместе, — спектакль «В списках не значился» по повести Бориса Васильева. Мне пришла идея сыграть эту постановку не в зале, а на улице, возле театра. Мы построили сцену под открытым небом, организовали полевую кухню для зрителей. Это был невероятный опыт единения: казалось, собралась половина района. Вторую часть действа мы перенесли уже в зал. Это позволило стереть границу между театром и городом.

— Вы вмешиваетесь в творческий процесс? Ведь у директора часто бывает соблазн «поправить» режиссера.

— Никогда. Я четко разделяю полномочия. Моя задача — обеспечить условия. Я всегда смотрю репетиции, но исключительно с прагматичной целью: чтобы понять потенциал постановки, оценить будущую стоимость билетов и стратегию продвижения.

Фото: GlobalLookPress

«Голова» театра

Театр сегодня — это не только храм искусства, но и сложное предприятие. Дмитрий признается, что свободного времени катастрофически мало. По утрам — обязательный спорт, чтобы быть в тонусе, а затем — бесконечная череда задач.

— Что конкретно входит в ваши обязанности?

— Директор — это голова театра, отвечающая за функционирование всего организма. Это работа всех структурных подразделений, экономика, выполнение госзадания, безопасность, продвижение. Актеры должны думать о ролях, режиссер — о сверхзадаче, а директор — о том, чтобы в здании было тепло, светло, чтобы декорации выехали вовремя, а билеты были проданы.

Дмитрий Юрьевич, хоть и выбрал путь управленца, однажды все-таки вышел на сцену в качестве актера — сыграл роль «мальчика из кофейни» в Театре сатиры. Но сегодня его главная роль — в фойе, где он лично встречает зрителей на премьерах.

— Для чего, по-вашему, сегодня нужен театр?

— Для сохранения и трансляции духовно-нравственных ценностей. Мы воспитываем в людях хорошее через призму творчества. На языке искусства, эмоций и образов это получается сделать гораздо тоньше и доходчивее, чем любыми лозунгами.

— О чем мечтает директор театра?

— Мечта простая: чтобы зрителям было хорошо. Я хочу, чтобы люди уходили от нас с положительными эмоциями, чтобы театр оставался тем местом, где можно согреть душу.

Фото: АГН «Москва»

Дмитрия Берестова легко встретить в фойе перед вечерним спектаклем. Он убежден: живое общение с публикой заменяет сотни маркетинговых отчетов. И пока зрители занимают свои места в зале, «инженер сцены», ставший директором, следит за тем, чтобы этот сложный механизм работал без сбоев.

Читайте также:

Заслуженный артист Олег Леушин: «Миссия актеров — растеребить душу…»

Он построил Дом – Театр на Юго-Западе. Последнее интервью Валерия Беляковича

Вальс, коммуналка и молодость: «Покровские ворота» распахнулись в «Театре на Юго-Западе»

-- Автор: Валерия Мартыненкова


← Сергей Собянин рассказал о планах строительства московского метро

→ В Кунцеве прочитают лекцию о новых стандартах межрегиональных маршрутов «Москва — область»